МКОУ Алтайская СОШ
Ханты-Мансийский АО - Югра , Кондинский р-н , с. Алтай
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

    В школе реализуются следующие федеральные государственные образовательные стандарты:

    1-4 классы - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
    5-9 классы - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
    10-11 классы - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО);

    «Образовательные стандарты и требования»

    1.Применяемые  федеральные государственные образовательные  стандарты общего образования (требования):

    Дошкольное образование:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155, с изменениями от 8.11.2022 года №955).

    Начальное общее образование (1-4 классы):

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    начального общего образования (приказ Минпроса РФ от 31.05.2021 года № 286, зарегистрирован 05.07.2021 № 64100, с изменениями от 18.07.2022 года № 569);

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 (ред. от 08.11. 2022 № 955);

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1599, ред. от 08.11.2022 года №955).

    Основное общее образование (5-9 классы):

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    основного  общего образования  (приказ Минпроса РФ  от 31.05.2021 года № 287, с изменениями от  18.07.2022 года № 568);

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1599, ред. от 08.11.2022 года №955);

    Среднее (полное)  общее образование (10-11 классы):

    • Федеральный государственный образовательный стандарт

    среднего (полного)  общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 года № 413, с изменениями от 12.08.2022 года № 732).

    2. Утвержденные образовательные стандарты

    Данный вид требований не реализуется

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

    1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
    2) преемственность основных образовательных программ;
    3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
    4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

    Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

    1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
    2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3) к результатам освоения основных образовательных программ.

    С 1 сентября 2022 года действуют  обновленные ФГОС.
              В 2024-2025 учебном году по обновленным ФГОС обучаются 1- 11классы

    Отличие  обновленных стандартов от действующих

             Их введение связано, в первую очередь, с уточнением образовательных результатов. Образовательные результаты конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями времени. Понимание, применение и функциональность – вот три отличительные характеристики новой редакции образовательных результатов обновлённых ФГОС. Акцент ставится на развитие способности обучающихся применять предметные знания и умения не только при решении учебных задач, но в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

                 Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании  программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся. 

              В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. 

            Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. 

           Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. 

             Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. 

         В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья. 

             Следует отметить, что основой разработки содержания образования стали утверждённые концепции преподавания предметов, разработка которых велась в течение последних лет.

         Расширена вариативность выбора. Наряду с привычными механизмами вариативности у школы появляется возможность разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики, физики, химии и биологии). Одним из инструментов вариативности выступает и организация проектной деятельности учащихся в сфере их интересов.

            В программах по предметам будет заложена возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.

          Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

          Претерпевают изменения и требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно будет оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования, которые позволят справиться с задачей формирования образовательных результатов на функциональном уровне.  В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

           Изменения в воспитательной работе школ связаны с введением рабочей программы воспитания, которая уже реализуется с 2021 года. Основная идея данной программы – это воспитание посредством событийных и ценностно наполненных воспитательных мероприятий, разрабатываемых совместно учителями и учениками, развитие механизмов соуправления, сообществ ребят.

            Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

    Введение ФООП с 01.09.2023 года

    С 1 сентября 2023 года школа перешла  на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ) это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

    ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

    На портале Единого содержания общего образования осуществляется доработка и обновление конструктора рабочих программ-удобного бесплатного онлайн-сервиса для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/

    Консультативную помощь по вопросам введения ФООП учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie